схема-терапия
Это хорошо структурированный, высокоэффективный и динамично развивающийся метод психотерапии. Он основан американским психотерапевтом Джеффри Янгом в 90-х годах прошлого века.


Схема-терапия является интегративными подходом, выросшим из «семьи» когнитивно-поведенческой психотерапии, но включившим в себя идеи психоаналитической терапии, теории привязанности, теории объектных отношений, транзактного анализа и гештальт-терапии и других направлений.


Цель схема-терапии — уменьшить влияние ранних дезадаптивных схем на жизнь человека и помочь ему осознать и научиться удовлетворять свои базовые эмоциональные потребности эффективными способами.
Отличительная черта схема-терапии в том, что она помогает разрешить проблему на трех уровнях: когнитивном, поведенческом и эмоциональном (экспериенциальном), что делает ее высоко эффективной даже в самых непростых случаях.
основные понятия схема-терапии
БАЗОВЫЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

Одно из центральных понятий схема- терапии. Системное неудовлетворение эмоциональных потребностей в детском возрасте приводит к формированию ранних дезадаптивных схем. На сегодняшний день в схема-терапии выделяют 5 групп эмоциональных потребностей:

  • Потребность в надежной привязанности (включая безопасность, понимание, принятие, заботу, поддержку, руководство, стабильность)
  • Потребность свободно выражать свои чувства, переживания и нужды
  • Потребность в автономии, компетентности и чувстве идентичности
  • Потребность в спонтанности и игре
  • Потребность в реалистичных границах и обучении самоконтролю


РАННИЕ ДЕЗАДАПТИВНЫЕ СХЕМЫ

Устойчивые структуры (наподобие черт характера), которые сформировалась в детстве в результате недостаточного удовлетворения важных эмоциональных потребностей ребенка и/или психотравматического опыта. Формируется в возрасте от 0 до 12 лет, но продолжают свое развитие в течение жизни, находя всё новые подтверждения в жизненном опыте.

Схема включает:
  • Когниции (убеждения, мысли, жизненные правила);
  • Эмоции;
  • Телесные ощущения;
  • Воспоминания.


СХЕМА-РЕЖИМЫ

Отражают сиюминутное состояние, которое возникает в результате активации когнитивной схемы тем или иным триггером. Режимы могут быстро и часто сменять друг друга, что объясняет, быструю смену эмоций у пациентов с пограничным расстройством личности.

Существует четыре группы схема-режимов:

  • Дисфункциональные детские режимы
  • Дисфункциональные критикующие (родительские) режимы
  • Дисфункциональные копинговые режимы
  • Здоровые режимы (Young et al. 2003)
виды схема-терапии
Наиболее распространенный подход среди существующих видов схема-терапии, когда терапевт работает один на один с пациентом. Как правило проводится с частотой 1 раз в неделю. Относится к долгосрочной терапии. Средний протокол лечения включает 40 сессий. В практическом применении при работе в индивидуальной схема-терапии выделяют 3 фазы:

  • Фаза 1. Диагностика, установления терапевтических отношений, построение концептуализации.
  • Фаза 2. Изменение схема-режимов с помощью экспериенциальных, когнитивных и поведенческих техник.
  • Фаза 3. Стимулирование автономии пациента.
Made on
Tilda